2016. Второй отборочный день (6 апреля 2016 г.) скачать
Решение всех задач подразумевает выполнение экспериментальной части, которая будет отдельно оценена членами жюри. По правилам команда может оформить отказ от 2x задач в каждый из отборочных дней, кроме задачи со звездочкой (*), от которой отказаться нельзя. Решение необходимо оформить в любом текстовом формате (Times New Roman, 12-14 пт., объем текста одной задачи 3–6 страниц) и в виде презентации (.ppt, .pptx). Фото и видео проведенных экспериментов приветствуется.
№1. Неуловимые запахи
Распространение запаха играет значительную роль в повседневной жизни. Страх, возраст, болезни — вот неполный перечень того, что человек в состоянии определить по запаху. Предложите методы определения скорости распространения запахов в воздухе. Выявите корреляцию между скоростью запаха и различными физическими параметрами пахучего вещества и среды распространения. Какую практическую пользу можно извлечь из проведенных вами экспериментов?
№2. Борьба со street art
Граффити – популярное направление современного искусства, однако порой данные изображения неуместны и не представляют художественной ценности. Существующие методы борьбы с граффити дорогостоящие, экологически небезопасны, а порой совершенно неэффективны. Предложите и испытайте простой, «зелёный» метод борьбы с уличным искусством.
№3. «В мире бактерий»
Бактерии — безъядерные микроорганизмы. Несмотря на их относительную простоту строения, их влияние на все другие организмы огромно. В быту и медицине идет постоянная борьба людей с бактериями. Обоснуйте роль бактерий в эволюции растений их влияние на растения в современных условиях. Оцените влияние бактерий, присутствующих в почве и в водопроводной воде, бытовых дезинфицирующих средств, а также других выбранных вами веществ на скорость всхода семян выбранного вами вида растений. Определите, к каким видам могут относиться бактерии, содержание которых допустимо в воде и почве.
№4. Быстрее звука
Идея колебательной природы звука встречается еще в античных трудах Евклида, Птолемея и Аристотеля. В 17 веке Бэкон предлагал измерять скорость звука в воздухе, измеряя запаздывание распространения звука относительно вспышки при выстреле. Теоретическими вычислениями занимались такие известные умы как Ньютон, Лаплас и др. Как стало известно, скорость звука зависит от множества факторов, основным из которых является среда распространения волн. Проанализируйте взаимосвязь скорости звука с физическими величинами, характеризующими среду его распространения (плотность среды, температура, поляризуемость частиц среды, диэлектрическая проницаемость среды и пр.). Предложите свои способы определения скорости звука не менее чем для двух сред. Где на практике могут пригодиться сведения о скорости звука в различных телах?
№5. Connecting people
Представить человека в XXIвеке без мобильного телефона весьма затруднительно. Большинство мобильных аппаратов — смартфоны, функции которых не ограничиваются средствами связи. Теперь в кармане у большинства людей помещается полноценный компьютер, однако их возможности ограничены программным обеспечением и различными приспособлениями к смартфонам. Предложите нестандартное использование мобильного телефона (смартфона) в научных исследованиях, подразумевающее отсутствиеспециализирован-ных сторонних приложений и девайсов. В каких еще исследовательских сферах можно применить современный смартфон?
№6. Многоликая плесень
Плесень зачастую является незваным гостем, борьба с которым приносит большие трудности. Наиболее частым методом избавления от плесени является сушка места обитания, которая не уничтожает полностью источник появления грибов. Опишите условия появления плесневых грибов. Исследуйте разные виды плесени, выращенные в домашних условиях, и рассмотрите на практике способы борьбы с нею, подразумевающие использование подручных средств. Оцените длительность избавления от незваного гостя. Существуют ли, на ваш взгляд, области применения бытовой плесени во благо человека? Можно ли из полученных вами грибов получить антибиотик(и)?